Friday 9 September 2016

Изучая места съёмок фильма "Начало" ("Inception") в Париже - Часть 2 - Бир-Акейм

English version.


С возвращением!
Сегодня мы обсудим вторую "зону" мест съёмок в Париже из эпичного фильма под названием "Начало" ("Inception"). Фильм был снят в 2010 году. Режиссёр - Кристофер Нолан.

Первая часть статьи находится здесь:
Изучая места съёмок фильма "Начало" ("Inception") в Париже - Часть 1 - Улица Бошю.

Во второй части я расскажу о локациях вокруг моста Бир-Акейм ( (фр.) Pont de Bir-Hakeim). Этот мост соединяет 15й и 16й округа Парижа. Станция метро "Bir-Hakeim" - ближайшая к Эйфелевой Башне. Башню отлично видно с моста, чем съёмочная группа не преминула воспользоваться. Но может быть логика подбора локации основывалась на уникальном дизайне моста, а не на его близости к самой узнаваемой французской достопримечательности? Эти стальные колонны идеально удовлетворяют замыслу сюжета и дают нужное впечатление, так что я теряюсь в догадках: был ли способ возведения моста Ариадной оригинальной идеей на раннем этапе пред-производства, или эта сцена была написана Д. Ноланом специально под выбранное место? У меня нет шансов узнать ответ на этот вопрос, поэтому я продолжу строить предположения и наблюдать. Присоединяйтесь. И захватите с собой шоколад против дементоров. В моих снах витают не только киношники. ;)


Начнём с самого масштабного. Сцена с зеркалами. По сюжету Кобб позволяет новому архитектору продемонстрировать свои способности и талант в архитектурном дизайне. Она возводит мост, просто (нет, совсем не просто...) закрывая зеркальные дверцы между четыремя симметричными стальными колоннами. Сначала архитектор подводит отражения к параллельным линиям, а потом одним касанием разбивает стекло. Новый мост позволяет перейти на другой берег. Как на это реагирует Кобб:

- Впечатляет... Я знаю этот мост. Это ведь реальное место, да?
- Да, я всегда хожу здесь по дороге в колледж.
- Нельзя ничего воссоздавать из памяти! Всегда создавай новые места!

И так далее...

В общем, местность более чем реальна. Реальнее, чем мне представлялось.  Я полагала, что постановщики воспользовались симметричностью колонн и построили несколько декораций с элементами моста, чтобы мост можно было снять с любого ракурса, быстро воткнув колонны по краям кадра. Звучит запутанно, знаю, но в кадре мост строят из ничего прямо на глазах у зрителя. Например, в фильме есть кадры, когда парапет расположен вдоль перспективы и поперёк неё. Я думала, что создатели фильма просто переставлялись с точки на точку, поворачиваясь на 90 градусов. Вдоль парапета, напротив него...
Ещё я слышала, что мост имеет два уровня: пешеходный с велодорожкой и транспортный для поездов метро. Я решила, что первый был над вторым, но в реальности оказалось всё наоборот. Поезда проходят по виадуку над головой, а пешеходы свободно перемещаются по "земле" рядом с машинами. Мост Bir-Hakeim раскинулся длинной в 237 метров и шириной в 24.7 метра. Вообразите силу эха в пространстве между колоннами. Мне казалось, что постучав костяшками пальцев по любой из них я услышу хоть какой-нибудь звук, что уж говорить о стальном гуле. Ничего. Сталь воистину молчалива.




Конструкционно мост арочный, но солнечный свет образует интересные условия освещения между колоннами. За счёт сильного естественного освещения и света, отражённого от асфальта, доминирует мягкий рассеянный свет. Полностью укрыться в тени вам удастся только под каменными арками, и то при желании.

Но эти богатые условия не означают, что на съёмках вам не понадобятся светоотражатели или светотехника. Если, вы конечно когда-нибудь будете там снимать...

Кстати, о съёмках. Даже во время моих коротких визитов на мост, Бир-Акейм являлся популярным местом съёмок для самых разных людей. Люди снимали фотосессии модели с тучей костюмов; лукбуки с девушкой на велосипеде; просто панорамные кадры с Эйфелевой башней...

Мост Bir-Hakeim имеет все основания быть излюбленным местом для съёмок, будь то кино, реклама или личное фото.


Как и в прошлый раз, давайте сначала посмотрим на локацию как на живое место. Вне кинематографа.


Вероятно вы уже знаете, что мост тянется от станции метро "Passy" до станции метро "Bir-Hakeim".
Это - станция метро "Bir-Hakeim":


С обоих концов моста расположены станции метро шестой ветки, а подняться на них, то есть на сам виадук, нужно по лестнице. С этой стороны реки находится набережная Бранли. С другой - авеню Президента Кеннеди. Вы можете узнать то место. Там по сюжету расположена штаб-квартира команды Кобба. Помните кадр, где Артур подходит ко входной двери с ключами в руках? Это здание метро, и внутри вместо просторного зала находятся обычная локация метро. Тесная, тёмная, с очень занятыми людьми внутри. Вот эти серые двери в конце перспективы. Оператор снимал актёра на тележке с правой стороны прохода.


Выложу несколько скриншотов из фильма для лучшей навигации по сюжету.
(Для заинтересованных в авторском праве: Я не извлекаю какой-либо доход из этих картинок.)
И конечно же отмеченные на карте точки съёмки.



Развернёмся на 180 градусов и посмотрим на маленький, но красивый деревянный мост, служащий прелюдией к самому мосту Bir-Hakeim. Наверное он мне так понравился из-за пружинящих ступенек...


В фильме вы смотрите в этом направлении посредством красивого, но короткого и сложного кадра, снятого с рук. В нём Ариадна создаёт объекты на ходу и прокладывет себе новый путь. Вообразите громадный труд, проделанный vfx-художниками в мэтт-рисовании и в ротоскопировании для реализации данного эффекта.


Мы прошлись по деревянному мосту, теперь перейдём к основному мосту. Как видите, все колонны и перспектива моста были спрятаны для этого момента сцены. Как раз перед тем как Ариадна построит мост. Отличный композ и мэтт-пэйнт. Мы вернёмся к этому кадру позже.

Для начала предлагаю вам посмотреть моё видео про кадр с зеркалами. Пересмотрев фильм и ролик несколько раз вы можете легко сопоставить что было графикой, а что осталось съёмочным материалом.


Теперь вернёмся выше, к последнему скриншоту из фильма. Приглядитесь. Проезжая часть заканчивается тротуаром, а ограда образует прямой угол. Художники компьютерной графики совместили несколько ракурсов моста, чтобы создать иллюзию отсутствия моста за аркой. Да так, чтобы ни одна машина не пересекла реку. Такие манипуляции касаются не только зелёного парапета. Посмотрите на его углы, на тротуары, на бордюры, на дорожную разметку, на все эти мелочи. Они образуют реализм. А не только заметная графика вроде поднимающихся колонн...

Так как создатели фильма снимали этот блок кадров? Посмотрим на карту. Эти точки съёмки касаются деревянного моста. Снято с плеча.


Красной полукруглой линией я отметила траекторию разворота оператора для того знаменитого кадра с зеркалами. В монтаже есть склейка, но для зрителя камера панорамирует все 360 градусов. Посмотрим на этот кадр в формате раскадровки. Помните его? Ариадна находит зеркальные двери, закрывает их и разбивает стекло. Нас снова разворачивают на 180 градусов.



Итак, что реально, а что нет? Всё, кроме отражений в зеркалах. Отражения - комбинированные кадры с настоящим окружением. Ещё нереальной была проезжая часть перед трюком с зеркалами. Фоновые здания, углы, колонны, разметка, сточные трубы, арки - всё реальное. Эйфелева башня тоже настоящяя.

Теперь вообразим как трудно было реализовать этот визуальный спецэффект. Его невозможно сделать правдоподобным только за счёт 3D-графики. Здесь определённо понадобились бы натурные съёмки, дополнительные референсы и ракурсы. Но какие? Какие точки выбрать, с какой оптикой, под каким освещением? Ответы на все эти вопросы vfx-супервайзер обязан найти ещё до начала съёмок.

Я никогда не узнаю что из подснятого они использовали на пост-производстве, но вот эти места выглядят полезными для композитинга:


Остальные кадры были сняты на середине моста. В вопросах компьютерной графики там сложностей как будто и не было.


Общая карта точек съёмки на мосту Bir-Hakeim.


Под конец совместное фото двух CG-нердов, посетивших данную локацию с профессиональным интересом. На фото я, Галина Яковлева, и мой друг, Николя Брунэ.


 Вот и всё. Надеюсь, вам понравились мои заметки и материалы. Развивайтесь и берегите себя!