Wednesday 1 April 2015

Для чего нам нужны визуальные спецэффекты в кинопроизводстве?

What for do we need visual effects in filmmaking?

Кинопроизводство - процесс безумно увлекательный, коллективный, неповторимый, но требует массивного количества труда и профессионализма. В разных странах сложились свои обычаи о диапазоне умений участников кинопроизводства. В крупных студиях приоритет даётся узкопрофильным специалистам. Продюсер не испытывает недостатка в экспертах. В маленьких странах и студиях всё наоборот. Там почти все являются универсалами, которые делают кое-как, но способны спасти ситуацию, учившись на ходу. Запланированный хаос.

Про Россию говорить бесполезно, потому что можно вечно ругать учебные заведения, доминирование норм прибыли над творчеством и строгий контроль потребностей масс. Масштаб проектов найдётся на любой вкус. От пафоснейших блокбастеров до скромных короткометражек независимого кино. Это значит, что так или иначе у нас есть работа для любых специалистов в сфере кино и телевидения. Нужно лишь хорошо поискать.

Filmmaking is a very enthralling process, It's collective, unrepeatable, but requires a massive amount of effort and professionalism. Different countries and studios designed their own practicies about the skill-scale of every filmmaking crew member. In large studios priority is given to narrow specialists. Producer won't have any lack of experts. In small countries and studios all the way around. Almost everyone there is a generalist, who does something somehow, but is able to save the situation by himself at the last moment of time, forced to learn on the go. Planned chaos.

It's useless to talk about industry's condition in Russia because we can scold universities forever, domination of norms of profit above creativity, hard controll of masses' needs. You can find any scale of projects on any taste. From full of pathos blockbusters up to shy shortfilms from independent filmmakers. This means, that in any case filmmaking & television area has work for any kind of specialists. You just need to look for closelly.



Поэтому, когда на этапе пре-производства встаёт вопрос о том как реализовать тот или иной кадр, мы часто сталкиваемся с заблуждением о том, что "на посте такое сделать проще". Это не так. Как бы вам того ни хотелось. Кто придерживается данного мнения, тот либо выложит миллионы ради прихоти, либо получит ужасающий результат, или вообще ничего не получит, и в конце концов объявит пересъемку без спецэффектов.

Визуальные спецэффекты (VFX) легко делаются только в рамках позиции "мою работу сделают за меня другие люди". Тогда да, на пост-производстве возможно всё.

Т.е. визуализировать можно любую идею. Вопрос лишь в том можно ли это сделать на съемочной площадке. И тогда встаёт выбор: либо этим занимается постановочный цех, либо цех спецэффектов. Задача режиссёра, оператора-постановщика, художника-постановщика и супервайзера визуальных спецэффектов общими усилиями прийти к оптимальному мнению о способе создания того или иного кадра. И, разумеется, это должно обсуждаться до начала производства. Почему-то часто бытует мнение, что для vfx подготовка нужна лишь для установки зелёного экрана... Странные люди. Ну да ладно.

Hence, when in a pre-production phase there's asked a question about realisation of one or another shot, we are often faced with a delusion like "it's easier to create this in post ". That's not true. No matter how strongly you would wish for that. those, who think in such manner, either will spent millions for a whimsy or will get an awful result, if will at all. And finally will tell others about re-shooting without of visual effects.

Visual Effects (VFX) are easily created only in limits of position like "those guys will do my work for me". Then yes, everything is possible in post-production.

I mean,  it's possible to visualize any idea. The question is only can it be done on the shooting set. And afterwards there is a choise: this job can be taken by production department or visual effects houses will handle it. Goal of director, director of photography, production designer, vfx-supervisor is with joint efforts to come to an optimal view on a way of creation of the particular shot. And of course this should be discussed before of the start of production. By somehow it's a common opinion, that vfx-preparings is required only for a greenscreen installation... Strange people. Enought about it.


На первый взгляд может показаться, что такие как я просто пытаются минимизировать свои усилия в проекте, но на самом деле мы просто заботимся о качестве конечного изображения.  Потому что всегда компьютерная графика не будет так поражать воображение как это делает сочетание декорации и света. Потому что мы более отчётливо рискуем либо сделать хорошо, либо не сделать вообще.


Так в каких случаях компьютерная графика действительно нужна? Принято считать три ситуации:
  1. Самое распространённое. Когда нужно изобразить нечто такое, чего в мире не существует и не может существовать. Например, вулканическая планета, искривлённая гравитация, обросшие шерстью дети. Такая графика популярна для жанра фантастики, фэнтези, научно-популярных передач. Сюда же можно отнести необходимость съмок в уже уничтоженных декорациях или местах.

  2. Когда съемка "вживую" опасна для жизни. Как актёров, так и каскадёров. Чаще всего вопрос возникает на проектах боевиков или просто при подготовке динамичных сцен. Например, в одном из фильмов серии про агента 007 Джеймс Бонд держится за край горнолыжного вагончика, а под ногами километр пустоты. Обратите внимание, и этот кадр не будет для вас прежним.

  3. Когда кто-нибудь накосячил. А такое случается очень часто. Например, появился бум в кадре (микрофон звукооператора) или другой рабочий объект. Упал флаг. Или камера захватила фрагмент за пределами декорации в лучшем дубле. Всё может случиться. Особенно если снимать длительными сменами разные сцены в разных локациях. Чем сильнее люди устают, тем больше в материале появится ошибок. Тогда волшебники из vfx-студий с фрилансерами берутся за свои перья, как за рыцарский меч.

    Кстати, именно эта причина воспринимается дилетантами в самом буквальном смысле. "Лучше кое-что подправить здесь, чем переснимать всю сцену". Чистая правда. Для небольших зачисток. А переснять удаётся тоже не всегда. Актёры должны быть свободны от следующих проектов, декорация ещё не уничтожена, костюмы не распроданы, а реквизит не разошелся по рукам. 

  4.  Если график съемок не позволяет собрать всех вместе в обозначенное время в обозначенном месте. Так бывает, когда актёры недоступны, или на натуре внезапно изменились погодные условия, сделав съемку там бессмысленной. К сожалению, это почти всегда бьёт по качеству VFX, но такую ситуацию почти невозможно обойти.

For the first look it could seem, that people like me simply try to minimize their efforts in a project. In reality, we are just more sensitive about the final image quality, because in all times computer graphics won't so amaze an audience's imagination as the combination of film set and lightning does. Because we clearly than others risk to make it good or to fail with no result.

So, in what cases the computer graphics is really required? It's considered to count three situations:


  1.  The most popular. When you need to show something that does not exist at all and can't be replicated. Like vulcanic planet, curvature in gravity, overgrown with wool children. It is popular in production of any sci-fi, fantasy genres, in popular science tv-shows. Also it's true for aldready destroyed sets and locations.

  2. When shooting "live" is too dangerous. Both for actors and stunts. This often happens in creation of blockbuster action movies. For example, in one of scenes James Bond holds on to the edge of the ski trailer, and there are mile of emptiness underfoot. Take a close look on that shot, and it won't be the same for you anymore.

  3. When somebody has blundered. This happens a lot. For example,  it might be a sound boom or another tool. Flag fell. Or cameraman photographed an area beyond the set piece in best take. Everything can happen. Especially, if to shoot different scenes with over 24h day in several locations. The more crew exausts, the more mistakes appear in material. Then wisards from vfx-studios with freelancers take their tablet pens like they are taking a knight sword in hands.

    By the way,
    this reason is perceived by amateurs in the most literal sense. "It's better to fix something here, than re-shoot a whole scene". Totally true. For small fixes. Also, you can't always shoot again the same scene. Actors should be free from futher projects, decoration is not destroyed yet, costumes are not sold, props are not dispressed on hands.

  4. If a shooting shedule doesn't allow to bring everyone in one place at the proper time. This happens, when actors are unavailable, or weather conditions suddenly changed on nature set, which made shooting there pointless. Unfortunatelly, this often hits the quality of VFX, but this is a situation, that can't be got round.

К чему я это всё пишу? К тому, что применение компьютерной графики в кино должно иметь чёткую причину для использования. Ещё никогда графика, добавленная ради крутизны не делала фильм успешным.
Иногда может казаться, что спецэффекты - это очевидное решение для некоторых эффектов, но самое очевидное решение не значит лучшее. В ход идут производственные трюки.


Why am I writing all of this? Because I want you to understand, that any usage of computer graphics in filmmaking should have a solid reason. I don't know any movie, where visual effects created for cool look helped the final work to be suсcessful. Sometimes it could seem, that visual effects - the most obvous solution for some effects, but the most obvious doesn't mean the best. Then it's time to use some production tricks.

Визуальные спецэффекты - это средство дополнения иллюзии, а не способ её воспроизведения. Учитывайте это, когда будете планировать свой фильм, и используйте эту иллюзию только если вы не можете создать её физически.

Or you just could hang on objects with a firm, thin threads... like creators of the movie did on a screenshot.

Thus visual effects is a tool to complete the illusion, not the way to replace it. Think about it, when you plan to create a film and use this illusion only if you can't do in a plysical way.